Осветитель (light) или источник света представляет собой специальный …

Осветитель (light), или источник света, представляет собой специальный объект 3dsMax 2008, который имитирует действие реального источника освещения сцены.

В состав данной программы входят следующие разновидности осветителей:

—    два встроенных в сцену осветителя;

—    восемь типов внешних осветителей из категории стандартных, которые назовем стандартными осветителями: Target Spot (Нацеленный прожектор), Free Spot (Свободный прожектор), Target Directional (Нацеленный направленный), Free Directional (Свободный направленный), Omni (Всенаправленный), Skylight (Свет неба), mr Area Omni (mental ray-площадной всенаправленный) и mr Area Spot (mental ray-площадной прожектор);

—    одиннадцать типов внешних осветителей из категории фотометрических, которые назовем фотометрическими осветителями: Target Point (Точечный нацеленный), Free Point (Точечный свободный), Target Linear (Линейный нацеленный), Free Linear (Линейный свободный), Target Area (Площадной нацеленный), Free Area (Площадной свободный), IES Sun (Имитатор солнца), IES Sky (Имитатор неба), mr Sky (mental ray-имитатор неба), mr Sun (mental ray-имитатор солнца) и mr Sky Portal (mental ray-портал неба);

—    две внешние системы освещения: Daylight (Дневной свет) и Sunlight (Солнечный свет).

Один или два подключенных к сцене встроенных осветителя имеют фиксированные параметры и действуют на сцене до тех пор, пока не будет создан хотя бы один внешний осветитель. Что же касается внешних осветителей, их число может быть любым. При этом многие световые эффекты, которые ими создаются, отображаются лишь в визуализированных изображениях сцены. В частности, это относится к изображениям теней от освещенных объектов, а также к проецируемым осветителями изображениям текстурных карт.

Стандартные осветители проще фотометрических. Они могут создавать иллюзию правдоподобия в освещении сцены, однако не обеспечивают реальных физических законов распространения и отражения лучей света. В частности, для стандартных осветителей режимом по умолчанию является отсутствие затухания (уменьшения интенсивности) испускаемого света при увеличении расстояния до освещаемой поверхности. Стандартные осветители рекомендуется использовать в сценах, не содержащих сложных световых эффектов.

Фотометрические осветители позволяют точно воспроизводить параметры освещения в пространстве сцены, имитируя при этом реальные источники света того или иного типа. Свет, испускаемый фотометрическим осветителем, всегда затухает обратно пропорционально квадрату расстояния, как в любом реальном источнике. При этом характеристики этого света задаются в действующих физических единицах, к числу которых относятся:

—    световой поток — энергия света, излучаемая за единицу времени, которая измеряется в люменах (lm);

—    сила света — световой поток, испускаемый в заданной области пространства, которая измеряется в канделах (cd);

—    освещенность — отношение светового потока к площади освещаемой поверхности, которое измеряется в люксах (lx).

Фотометрические осветители рекомендуется применять в случаях, когда предполагается визуализировать сцену при включенном алгоритме расчета глобальной освещенности, учитывающей многократное отражение лучей света от поверхности геометрических тел сцены (см. далее раздел “Работа с глобальной освещенностью” в данной главе).

На рис. 12.1 представлены значки всех стандартных осветителей 3ds Max 2008. Обратите внимание на вид этих значков. Для осветителей типа Omni и Skylight они цельные, а значки, относящиеся к остальным осветителям, состоят из нескольких элементов, выполняющих различные функции. К числу таких элементов относятся, в частности, значки излучателя и мишени, а также границы областей диаграммы направленности, которые допускается регулировать мышью (см. рис. 12.6).

Рис. 12.1. Вид значков стандартных осветителей: 1 — Omni и mr Area Omni; 2 — Target Spot и mr Area Spot; 3 — Free Spot; 4 — Target Directional; 5 — Free Directional; 6 — Skylight

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: