Многим со мной могут не согласиться но после роли которую сыграл…

Многим со мной могут не согласиться, но после роли, которую сыграл этот 3D персонаж в фильме «Гарри Поттер и тайная комната», начинаешь думать, что время, когда компьютерные актеры смогут сравниться с настоящими и даже превзойти их, не так уж далеко.

«Это необычный персонаж для нас» — рассказывает Дуг Смайт, руководивший работой над визуальными эффектами в фильме. «Необычный не из-за большого экранного времени — 75 кадров или 10-12 минут анимации. Его необычность скорее качественная — он играет одну из ключевых ролей. Ведь он знает, почему Гарри должен оставить Хогвартс».

«Самое большое новшество — это то, что Добби похож на настоящего актера» — добавляет Дейв Эндрюс, режиссер-аниматор. «Он фотореалистичен, он появляется в кадре вместе с Дениелом Редклифом, исполняющим роль Гарри, и он него требуется немалое актерское мастерство. Добби стал для ILM новым стандартом компьютерного персонажа».

Создание реалистичного персонажа

Работа над таким персонажем требовала мощного программного обеспечения, как готового, так и созданного специалистами студии специально для этого фильма.

«Компьютерный Добби начал свою жизнь в виде набора данных» — рассказывает Смайт. «Макет Добби отсканировали на Gentle Giant Studios, затем с помощью собственных инструментов и PowerAnimator от Alias|Wavefront мы преобразовали эти данные в нужную нам форму».

Затем модель обработали в Softimage|3D и с помощью специального программного обеспечения, разработанного специалистом ILM Кориной Ванг, добились того, чтобы части тела Добби двигались правильно и корректно изменяли свою форму при движении. «Программа запоминает, как должны двигаться части тела и вам не нужно ничего подправлять вручную после того, как все настроено» — объяснил Смайт. Взяв за основу макет, Жан-Клод Ланже текстурировал модель с помощью программы Viewpaint, тоже разработанной в ILM.

Добби — раб жестокой семьи и у него нет даже нормальной одежды — он носит рваную наволочку, которая к тому же ему велика. Чтобы создать эту наволочку и анимировать покрывало в сцене, где эльф прыгает на кровать Гарри, команда, работавшая над Добби, пользовалась специальной программой моделирования одежды. При работе над чертами лица и анимацией губ пригодилась библиотека лиц, собранная Френком Граваттом. Для анимации лица и синхронизации губ использовалось собственное программное обеспечение.

При анимировании тела Добби опять же решили прибегнуть к новому ПО. «Мы анимировали большинство сцен в Softimage|3D. Но для некоторых, в том числе для той сцены, в которой зритель впервые встречается с Добби, мы использовали собственную программу. Она позволяет интуитивно изменять позу персонажа» — рассказывает Смайт. «В большинстве современных программ применяют инверсную кинематику. Вы двигаете стопу, и это приводит в движение остальные части ноги. В нашей же системе все части тела взаимосвязаны. Вы можете потянуть за стопу — изменится положение не только ноги, но и всего тела. Можно за пару секунд получить интересную динамичную позу».

При освещении и рендеринге Добби были сделаны определенные усовершенствования. По словам Смайта, это самое существенное новшество в работе над персонажем. Для рендеринга использовались RenderMan и Mental Ray, как и в предыдущих фильмах, но впервые применили новый шейдер для кожи, в котором применена техника диффузного рассеивания света внутри объекта. Она позволяет сымитировать освещение предмета более реалистично, поскольку компьютерная модель не является абсолютно непрозрачной и не отражает свет полностью.

«Если вы закроете источник света рукой, рука будет светиться красноватым светом. То же самое происходит, если осветить руку, только это не так заметно» — объясняет Смайт. «С помощью этой техники мы смогли сымитировать поведение света в теле нашего персонажа. Без нее Добби был бы похож на мраморную или пластиковую статую. Благодаря этому шейдеру мы получили ту теплоту, которой так не хватает компьютерным персонажам. Красноватый оттенок — это результат воздействия воображаемой системы кровообращения Добби. Он выглядит реалистично, потому что тепло и свечение, которые мы сымитировали, есть в природе».

Мастерство художника

На этом чисто техническая работа при создании персонажа заканчивается. Ведь кино — это вид искусства, требующий определенных навыков. И хороший художник должен потратить немало времени на то, чтобы добавить какие-то детали, которые дают нужный эффект. «Это самая тяжелая часть работы» — отмечает Эндрюс. «Где-то 60% времени уходит на то, чтобы персонаж был готов на 95%. А остальное время идет на работу над нюансами, над оставшимися 5%». Но в любом случае затраченные усилия окупились.

Наверное, самые сложные кадры — это те, где Добби взаимодействует с Гарри. Например, когда Добби приходит проведать Гарри после того как тот получил травму в матче и Гарри хватает Добби за наволочку. «Нужно было сделать так, чтобы действительно было похоже, будто ткань кто-то схватил» — объясняет Смайт. «А потом, в этом же эпизоде, Добби притрагивается к рукаву пижамы Гарри и к его руке. И нужно было соответственно изменить расположение теней и рассеивание света, а также изменить форму рукава так, чтобы было видно, что к нему прикоснулись. Именно такие детали помогают заставить зрителя поверить в то, что Добби — настоящий».


/Рис. 2. С помощью PowerAnimator, Softimage|3D и множества других инструментов аниматоры удалось показать, что Добби уже много лет живется несладко. /

Команда аниматоров, состоявшая из 15 человек, немало потрудилась над тем, чтоб образ Добби был выразительным, чтобы зрители увидели двадцатикилограммового домашнего эльфа, над которым издевались много лет. «Он раб. И мы постарались показать это в его движениях и жестах. Он всегда напряжен и ожидает удара. Он всегда пытается занять как можно меньше места» — рассказывает Эндрюс. Аниматоры даже позаботились о том, чтобы показать какая сторона у Добби ведущая — его улыбка всегда немного перекошена влево, независимо от того, с какой стороны камера.

Но все же самой сложной задачей было придать Добби реалистичность. И специалисты ILM блестяще с ней справились. Наряду с этим успех других компьютерных персонажей — Йоды во втором эпизоде «Звездных войн» и Горлума в «Двух Твердынях» — дает Смайту и Эндрюсу основания считать, что в дальнейшем режиссеры будут с большей охотой давать главные роли компьютерным персонажам.

«В 2002 году появился Добби, Горлум и Йода» — подытожил Эндрюс. «Компьютерные персонажи играют уже довольно серьезные роли. И присуждение «Оскара» цифровым актерам — это только вопрос времени».

Инструментарий
Alias|Wavefront — www.aliaswavefront.com
ILM — www.ilm.com
Mental Images — www.mentalimages.com
Pixar Animation Studios — www.pixar.com
Softimage — www.softimage.com

Computer Graphics World
Февраль, 2003

Источник: Computer Graphics World

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: